Отчет по самообследованию

Отчет по самообследованию за 2016-17 г.

Для слабовидящих:

Уважаемые посетители сайта!

 

В 2016-17 уч. году ГБУ ДО ЦППС строил свою работу в соответствии с миссией психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса Адмиралтейского района. Мы рассматриваем и понимаем это сопровождение как создание в рамках объективно данной ребенку среды условий для его максимального в данной ситуации личностного развития. Целью деятельности коллектива было: Формирование структурных компонентов проактивной личности в психолого-педагогической работе и решались следующие задачи по направлениям деятельности:

  1. Способствовать успешному формированию проактивной личности в процессе реализации программ и проектов.

  2. Развивать систему коррекционно-развивающей помощи и реабилитации в соответствии с требованиями ФГОС.

  3. Обеспечить информационно-методическое сопровождение реализации ФГОС в образовательных учреждениях.

В отчетный период локальные акты были приведены в соответствие с новым названием и новыми учредительными документами, а также скорректированы рабочие программы.

На достижение цели работы была направлена и методическая тема, над которой работали специалисты центра в течение учебного года: «Психолого-педагогические аспекты развития и воспитания».

Работа в течение учебного года была ориентирована на выполнение Перспективной программы развития образования на 2016-2020 годы, которая была откорректирована и принята для реализации на педагогическом совете в августе. Были организованы и проведены 4 педагогических совета, из них 2 проблемных тематических – «Здоровый образ жизни как основа формирования проактивной личности» и «Значение методического сопровождения формирования УУД в образовательном процессе».

Достижениями отчётного года можно считать укрепление межведомственного взаимодействия. Так, в связи с тем, что 2016 год был объявлен Годом Кино, по инициативе муниципального объединения «Сенной округ» наша организация принимала участие в конкурсе фильмов. Фильм ГБУ ДО ЦППС «История дома на Садовой 50, литер Б» стал лауреатом этого конкурса, педагог-психолог центра была награждена грамотой и подарком за сценарий.

По независимой оценке, «Невской образовательной ассамблеи» ГБУ ДО ЦППС был признан лучшим среди участников конкурса в номинации «Лучший психологический центр Российской Федерации», а директор награждён знаком «Эффективный менеджер 2016 года».

4 специалиста центра получили признание на уровне города, и были награждены грамотами СПб АППО и Комитета по образованию.

Городская конференция памяти В.А. Ананьева «Научное наследие и традиции отечественных психологических подходов» по мнению экспертного совета вышла в финал конкурса «Золотая психея». Итоги будут подведены в июне 2017 года на 11 саммите психологов Санкт-Петербурга.

На новый уровень вышло психолого-педагогическое сопровождение профориентации, в районном родительском собрании принимали участие представители технических ВУЗов, специалисты центра, и более 100 родителей. Надеемся, что удастся проследить позитивную динамику в выборе технических специальностей нашими выпускниками.

Отзывы участников образовательного процесса (анкеты, акты выполнения работ), данные диагностик, а также отсутствие жалоб свидетельствуют об удовлетворённости качеством предоставляемых образовательных услуг.

Заметно увеличилось количество студентов-практикантов в центре. В этом учебном году наш центр был востребован тремя ВУЗами психологического и социального направления.

Бюджет 2016 года исполнен на 100%, дополнительные бюджетные ассигнования целевой адресной программы на капитальный ремонт фасада нашего здания-памятника архитектуры 19 века регионального значения освоены. Ремонтные работы выполнены в полном объёме и надлежащего качества.

Коллективу удалось выполнить всё, намеченное перспективным и учебным планами работы. Более подробный анализ работы по направлениям представлен далее.

Директор ГБУ ДО ЦППС

Адмиралтейского района Санкт-Петербурга Т.И. Антонова

  1. Содействие в успешном формировании проактивной личности в процессе реализации программ и проектов

На решение поставленной задачи была направлена профилактическая работа и работа по социальной адаптации обучающихся.

Деятельность специалистов для решения этой задачи включала следующие направления работы:

  • диагностическая;

  • реализация программ профилактической и социальной направленности;

  • повышение психологической компетентности педагогов и родителей;

  • реализация проекта «Марафон здоровья».

Диагностическая работа была направлена на выявление психологических особенностей обучающихся, которые в дальнейшем могут предупредить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии. Дети группы риска, выявленные по результатам диагностик, испытывающих различные сложности в обучении и поведении, получили конкретную помощь специалистов в ходе групповой и индивидуальной работы.

В этом учебном году специалистами центра по данному направлению было диагностировано 3375 человек.

Групповые занятия являются наиболее эффективными формами работы с детьми по формированию проактивной личности. В основе этих занятий лежит развитие у обучающихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья, содействие формированию регулятивных, коммуникативных, познавательных компетентностей. Число обучающихся на таких групповых занятиях составило 3629 человек. По сравнению с прошлым учебным годом это на 400 человек больше. Причина заключается в увеличении запроса от ОУ на программы социальной направленности. Если в прошлом учебном году запрос на программы профилактической и социальной направленности составлял 316 групп, то в этом – 334 группы.

Наибольшим спросом в этом учебном году пользовались программы «Развитие коммуникативных умений», «Развитие социальных навыков «Мы», «Деловое общение» и тренинг «Общение».

Большое значение в формировании проактивной личности придавалось социально-профессиональному самоопределению обучающихся. Психолого-педагогическая поддержка делает процесс профессионального самоопределения учащихся последовательным, осознанным и обоснованным, направленным на самопознание, выявление истинных мотивов их выбора, реальных возможностей и образовательных потребностей. В программах по профессиональному самоопределению участвовало 632 обучающихся.

Общая эффективность учебных программ (65-70%) выявлялась на основе наблюдений специалистов за классом в ходе реализации программ, по результатам диагностик на «входе и выходе», анкет обратной связи.

Существенное место в достижении поставленной задачи отводилось информационно-просветительской работе с педагогами, а именно: выстраиванию психологически грамотной системы взаимоотношений со школьниками, основанной на взаимопонимании и взаимном восприятии друг друга. Оказание психолого-педагогической поддержки педагогам в процессе их взаимодействия со школьниками, родителями и коллегами, так как целенаправленное взаимодействие всех участников образовательного процесса способствует успешному формированию проактивной личности. Индивидуальная психологическая и информационно-справочная помощь по этим вопросам была оказана 1627 педагогам района. Работа велась в форме таких мероприятий, как реализация программ, в которых участвовало 2,3 % педагогов, семинаров-49 %, индивидуального консультирования – 47 %, педсоветы – 1,1 и других.

Работа специалистов с родителями в рамках поставленной задачи, осуществлялась по трем направлениям: информационно-просветительская, индивидуальная и реализация программ. За индивидуальной помощью к специалистам обратились 302 родителя. Для успешного воспитания детей, повышения психологической грамотности родителей проводились беседы, лекции, выступления специалистов на родительских собраниях, где родителям давались рекомендации и приглашения в центр на индивидуальную работу.

В течение учебного года специалистами отделов велась психологическая работа с родителями по программам «Между опекой и вседозволенностью» и детско-родительский тренинг «Навстречу друг другу», в которых приняли участие 21 человек. Основной целью программ является формирование готовности у родителей к изменениям собственного неуспешного стиля воспитания. На основании анализа обратной связи от участников программы, можно сделать вывод, что работа по данным программам актуальна и полезна. 88 % родителей указали на то, что они постепенно расстаются с родительской беспомощностью, у них получается всё лучше выстраивать равноправные отношения с ребенком. В процессе воспитания без упреков и манипуляций, общение становится всё более осознанным, основанным на уважении личности ребенка.

С целью выявления намерений родителей по профессиональному выбору детей и корректировке с полученными результатами диагностик, предусмотренных программой «Профориентация», были проведены родительские собрания, в которых приняли участие 211 человек. В рамках программы «Переход», информация об индивидуальных особенностях обучающихся начальной школы и рекомендации по дифференцированному подходу в обучении с целью адаптации детей к новым условиям обучения, была доведена родителям (243 чел.) на родительских собраниях, педагогам (73 чел.) - на педсоветах.

Помимо работы профилактической и социальной направленности, специалистами отделов проводилась целенаправленная работа по первичной профилактике экстремизма. На занятиях и беседах с обучающимися (550 чел.) обсуждались такие темы как: «Осторожно экстремизм», «Законные способы выражения недовольства», «Мое отношение к правопорядку», «Ненависть разрушает мир» и другие. В анкетировании «Интересы подростков относительно наиболее популярных среди молодежи групп и сообществ, функционирующих в сети Интернет» приняли участие более 80 родителей. Были проведены беседы с педагогами о формах преподнесения детям начальной школы информации об экстремизме, терроризме, фашизме.

По безопасности в глобальной сети для обучающихся (470 чел.) проведены тематические уроки «Интернет- мой друг», «10 правил безопасного интернета», «Безопасность в социальных сетях», «Опасно ли виртуальное пространство?» и др.

Большее внимание специалисты уделяли профилактике суицидального поведения подростков. Работа в этом направлении велась со всеми участниками образовательного процесса: с обучающимися (460 чел.) проводились тематические занятия такие как: «Я управляю стрессом», «Ты не один – помощь рядом», «Радуемся жизни», «Безвыходных ситуаций не бывает» и др. Были организованы выступления специалистов на родительских собраниях (402 чел.), педсоветах (52 педагога) об особенностях поведения подростков, склонных к суицидам. Разработаны и распространены памятки по профилактике суицидального поведения подростков для всех участников образовательного процесса.

Одной из форм формирования проактивной личности является проектная деятельность. С этой целью в центре реализуется проект «Марафон здоровья». В течение года в проекте «Марафон здоровья» приняли участие около 450 обучающихся из 20 ОУ района. В рамках проекта был реализован комплекс следующих мероприятий:

1. Профилактическая программа «Социальный марафон «Школа – территория здорового образа жизни»

2. Районная игра по станциям для обучающихся начальной школы «Город здоровья». В игре по станциям приняли участие 5 семей из 234, 307, 624 школ и II Гимназии.

3. Районный конкурс «Калейдоскоп здоровья» для учащихся основной школы.

4. В рамках антинаркотического месячника были проведены круглые столы для старшеклассников по профилактике ВИЧ/СПИД, употребления ПАВ, проведена мобильная акция "Жизнь прекрасна!" совместно с МО «Адмиралтейской округ».

5. Профилактические акции «Я умею себя защитить» и «Красная ленточка», посвященные Всемирному дню борьбы со СПИД и безопасному образу жизни.

6. Районный конкурс социальной рекламы «Общее дело» для обучающихся 8-10 классов.

Для дальнейшего успешного развития проектной деятельности необходимо постоянное сотрудничество с образовательными учреждениями, муниципальными образованьями района, консолидируя ресурсы по профилактической деятельности и формированию ЗОЖ, а именно: совместное проведение профилактических акций, участие в городских профилактических проектах, публикации о мероприятиях проекта «Марафон здоровья» в периодической печати муниципальных образований района.

В


ыводы:

1. Профилактическая работа и работа по социальной адаптации несовершеннолетних способствовали успешному формированию проактивной личности в процессе реализации программ и проектов.

2. Качественные показатели групповой и индивидуальной работы сохранились на прежнем уровне, что подтверждается отзывами и благодарностями родителей и администрации образовательных учреждений района, а также результатами анкет удовлетворенности (55 анкет). Удовлетворены работой специалистов Центра 95 % педагогов и родителей.

4. Проектная деятельность в таком виде исчерпала себя, нужны коренные преобразования.

Рекомендации:

1. Продолжить психолого- педагогическое сопровождению обучающихся, направленное на формирование проактивной личности.

2. Шире использовать системы мониторинга, самооценки, изучение удовлетворенности потребителей работой специалистов как инструмента улучшения деятельности Центра и активности педагогов.

3. С целью активизации и привлечения большего количества участников в проектную деятельность, разработать с образовательными учреждениями района и муниципальными образованиями совместный план мероприятий, направленный на профилактику зависимого поведения и формирование навыков ЗОЖ.

4. Активизировать взаимодействие со специалистами смежных организаций по актуальным вопросам, возникающих в ходе психолого-педагогического сопровождения обучающихся, таких как центр «Ювента», специалистов Детского телефона доверия, центр Досуга молодежи, специалистов, работающих с детьми группы риска, склонных к суицидальному поведению.

  1. Развитие системы коррекционно-развивающей помощи и реабилитации в соответствии с требованиями ФГОС.

Для оказания качественной коррекционно-развивающей помощи детям в соответствии с требованиями ФГОС в 2016-17 учебном году педагогами-психологами коррекционно-развивающего отдела (далее - КРО), была проведена диагностика состояния высших психических функций и межличностных отношений в 7 ОУ Адмиралтейского района у 501 ребенка; в 21 ОУ района учителями-логопедами коррекционно-развивающего отдела была проведена диагностика состояния речи у 99 дошкольников, 2058 учащихся начальных классов и 425 учеников основной школы. По результатам диагностики проводилось консультирование педагогов, родителей и детей, в 9 ОУ и на базе ЦППС было сформировано 9 групп по коррекции устной речи, 7 групп по профилактике речевых нарушений и 14 групп по коррекции письменной речи. По окончании программ, после итоговой диагностики, отмечается положительная динамика, но тем не менее, некоторым ученикам рекомендовано продолжение коррекции, остальным участникам образовательного процесса так же даны рекомендации. Однако, стало актуальным отсутствие программы для учителя-дефектолога по сопровождению детей с ОВЗ.

Говоря о других программах Коррекционно-развивающего блока, отмечается снижение контингента по программе «Коррекция школьной дезадаптации» на 60 человек (205 человек) и значительное повышение (в три раза) 226-71 человек по программе «Развитие когнитивных умений», которая оказалась более востребованной в этом году у младших школьников, что согласуется с идеей настоящего момента- «Воспитание проактивной личности». Сходные задачи решает и программа «Развитие творческих способностей у учащихся начальных классов», на которую остаётся относительно стабильный спрос (111-97) человек.

В течение года проводилось длительное консультирование детей, нуждающихся в логопедической помощи, в том числе, детям с ОВЗ и инвалидам. Всем нуждающимся была оказана комплексная помощь психологами и врачами ЦППС. Несколько человек получали постоянную помощь логопеда и психолога параллельно. Психологами КРО и ППО организована детско-родительская группа. В данной группе в этом году присутствует больший процент семей с детьми группы риска, нежели в прошлых. Для оптимального решения проблем, проводились супервизии с коллегами, изучалась специальная литература, посещались семинары и методическая учеба. На следующий год планируется уделить больше внимания родителям, через дополнительное индивидуальное консультирование. Планируется организация двух групп «Родительская» и «Детско-родительская», по программам «На встречу друг другу» и «Мама и Я».

Анализируя данные, можно отметить, что программы по профилактике и коррекции письменной речи в этом учебном году были более востребованы, нежели в прошлом, однако, запрос на индивидуальное консультирование по коррекции устной речи, как всегда высок. Увеличился запрос на индивидуальное консультирование у педагогов ОУ. Переходя к анализу программ Реабилитационно-коррекционного блока, мы видим, что программы по «Коррекции тревожности» и «Коррекции агрессивных состояний», оказались менее востребованными: 378→ 542 человека и 395-439 человек в прошлом учебном году. Возможно, это компенсируется работой по программам блока «Социальной адаптации», частично решающим проблемы тревожности («Переход») и другими, затрагивающими вопросы коррекции агрессии.

В 2016-17 учебном году, отмечается хорошая командная работа и высокая профессиональная активность специалистов, повышение своего мастерства и участие в мероприятиях различного уровня: аттестация педагога на 1 категорию по должности учитель-логопед и учитель-дефектолог, посещение специалистами Городской Школы молодого логопеда, участие всех учителей-логопедов в Творческой группе, прохождение педагогами-психологами курсов повышения квалификации, выступление всех педагогов КРО на районных, городских и Всероссийских семинарах и конференциях, педагогом-психологом и врачом-психотерапевтом проводились супервизии. Логопедом отдела и выпускником отдела психолого-педагогической реабилитации и коррекции (далее - ОППРК) была создана интерактивная программа по профилактике дислексии, что явилось важным результатом реабилитации. Учителя-логопеды организовали и провели городской семинар «Могу учить интересно», который получил хорошие отзывы участников. Силами сотрудников оборудование кабинетов пополнилось несколькими пособиями по коррекции устной речи.

Развивать систему коррекционно-развивающей помощи и реабилитации в соответствии с требованиями ФГОС - одна из основных задач на 2016-17 учебный год и ОППРК. В рамках данной задачи детям оказывалась комплексная помощь, индивидуальная и групповая работа по программам проводились с учетом требований ФГОС. Особое внимание уделялось формированию конструктивных стратегий взаимодействия в конфликтных ситуациях, ценности здорового образа жизни, снижению проявлений агрессивных состояний.

Согласование и выбор индивидуального образовательного маршрута осуществляли педагоги-психологи и врачи специалисты. Во время работы психолого-педагогической и медико-социальной комиссии, за 2016-17 учебный год было обследовано 44 человека. Из них в контингент дневного стационара ЦППС; зачислено-4 чел. Рекомендована реабилитация в ГБОУ «Балтийский берег» -25 человек. Зачислены на сопровождение (консультации) детей и их родителей специалистами ГБУ ДО ЦППС - 15 человек.

В связи с малочисленностью группы дневного стационара специалисты ОППРК уделили большее внимание сетевому взаимодействию. В рамках договора с благотворительным фондом помощи детям-сиротам «Время помогать» проводились занятия, направленные на профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с подростками группы риска из социального приюта "Транзит", детского центра Святого Василия, детского дома № 11. По просьбе администрации 255 школы и Хорового училища им. Глинки в связи с возникшими в ходе образовательного процесса проблемами с подростками были проведены дополнительные незапланированные занятия, направленные на активизацию учебной мотивации, на формирование конструктивных стратегий поведения в конфликтных ситуациях. Участниками занятий стали не только дети, но и педагоги, завершающие занятия проводились в смешанной группе, что способствовало лучшему взаимопониманию и устойчивому позитивному взаимодействию. Зачислены по договору на психолого-педагогическое сопровождение 42 человека.

С учетом анализа работы в 2016-17 учебном году рекомендуется в следующем году:

  • Направить на курсы повышения квалификации по внедрению ФГОС в коррекционную работу, трех сотрудников отдела;

  • Учителю-дефектологу Е.В. Коузовой разработать программу сопровождения детей с ОВЗ;

  • Продолжить работу детско-родительских и родительских групп и включить в учебный план программы: «На встречу друг другу» и «Мама и Я»;

  • С целью пропаганды успешного опыта работы и новых инициатив логопедов и дефектологов района запланировать и провести городской семинар «Неписьменные приемы коррекции письменной речи»;

  • С учетом финансовых возможностей, приобрести оборудование для работы с детьми с ОВЗ: в кабинет 24 – релаксационный пуф, 3-4 офисных кресла и журнальный стол, в кабинет 28 -комплект оборудования М. Монтессори;

  • ОППРК продолжить взаимодействие с ОУ, нуждающимися в сопровождении;

  • Использовать ресурсы ОППРК для коррекции и реабилитации детей группы риска независимо от подчиненности ОУ.

Индивидуальное консультирование и оказание комплексной помощи

В целях совершенствования психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса с учетом требований ФГОС и повышения эффективности коррекционно-реабилитационной работы в Центре проводилось индивидуальное консультирование всех участников образовательного процесса, а также оказывалась комплексная медико-психолого-педагогическая помощь детям и подросткам.

В целом по Центру осуществлено 10820 консультаций, включая консультации для детей, подростков, родителей и педагогов, что на 10% больше объема консультирования в прошлом учебном году. При этом объем индивидуального консультирования детей и подростков составил 5333 консультаций (49,2% от всего объема), с родителями проведено 2517 (23,3% соответственно), с педагогами проведено 2970 консультаций (27,4 % соответственно). Следует отметить незначительное увеличение количества обращений родителей в этом году (на 113 обращений), и некоторое снижение количества обращений педагогов (на 247 обращений), что связано, видимо, с проводившимся ремонтом помещений центра.

Распределение объема консультативной работы с детьми и подростками в соответствии с тематикой, представлено в таблице 2 статистического отчёта.

Для совершенствования коррекции и реабилитации детей, нуждающихся в комплексной помощи, в текущем учебном году специалистами Центра проведено на 308 индивидуальных психолого-педагогических консультаций больше для детей и подростков.

В текущем году практически не изменилась ранговая структура причин обращений. Первое место по-прежнему занимают консультации по логопедическим проблемам (около 43%), большой удельный вес занимают количество обращений по личностным проблемам (18,8%) и проблемам межличностного взаимодействия (9,4%), почти на 30% увеличилось количество консультаций по семейным проблемам, что подтверждает актуальность проблем, связанных с общением, конструктивным взаимодействием, разрешением конфликтов в структуре психолого-педагогической проблематики. Повышению эффективности работы в этом направлении способствовало развитие Службы медиации в ГБУ ДО ЦППС Адмиралтейского района СПб, действующей с сентября 2013 г., а также районного учебно-методического объединения (РУМО) организаторов службы школьной медиации (СШМ) ОО (Приказ от 29.02.16. №21), на совещаниях которого педагоги знакомились с методическими и регламентирующими документами, опытом специалистов центра «Контакт», КДН и ЗП района, специалистов Центра, получали памятки, рекомендации, программы организации деятельности СШМ, делились своим опытом работы.

Остаются востребованными консультации по вопросам обучения и воспитания детей (11,3%), а также консультации по вопросам профессионального самоопределения (профориентация и выбор образовательного маршрута). Практически на прежнем уровне (около 4%) остается количество обращений по поводу соматических проблем и их коррекции с помощью методики БОС, что в целом отражает потребность в деятельности специалистов ЦППС по развитию личного превентивного ресурса обучающихся, жизненных компетенций, необходимых успешной личности, пропаганду здорового образа жизни, внедрение здоровьесозидающих технологий. Учитывая серьезное увеличение количества обращений и по логопедической проблематике, следует отметить положительную роль участия в решении таких проблем специалистов медицинского профиля - невролога, педиатра, психотерапевта.

В отчетном году по сравнению с прошлым годом существенно увеличилось количество обращений в связи с употреблением детьми и подростками психоактивных веществ (ПАВ) - 40 обращений. При этом больше половины из них связаны с употреблением ПАВ, присутствуют также обращения по поводу табакокурения, употребления алкоголя, при этом в два раза уменьшилось количество консультаций по формированию зависимого поведения у детей, не связанного с употреблением ПАВ (в основном касающиеся компьютерной зависимости).

Несмотря на то, что в общем объеме обращений проблемы зависимости имеют небольшой удельный вес, этой теме уделяется пристальное внимание на индивидуальных и групповых занятиях. В доверительных беседах и подростки, и их родители сообщают не только о табакокурении и употреблении спиртных напитков несовершеннолетними, но и об инициальных пробах других видов ПАВ, а также о формировании компьютерной и игровой зависимости. В связи с этим специалисты центра уделяют большое внимание проблемам выбора оптимальных образовательных маршрутов для таких детей.

Следует отметить увеличение количества обращений, связанных с кризисными ситуациями (жестокое обращением с детьми, насилие, суицид). Особое внимание следует уделить обращениям именно по поводу суицидального поведения детей. Реальные случаи суицидального поведения детей существенно участились, особенно в связи с активностью деструктивных компьютерных сообществ и неумением взрослых заметить неблагоприятные изменения в настроении и поведении ребенка и своевременно предпринять профилактические меры.

Необходимо отметить, что и в обращениях педагогов в текущем году были актуальными вопросы суицидального поведения обучающихся, их участия в деструктивных сетях, что свидетельствует об остроте проблемы и необходимости усиления профилактической работы в этом направлении, повышения психологической грамотности педагогов и родителей. В соответствии с данной проблематикой неоднократно проводились тематические консилиумы с привлечением специалистов других ведомств (городского центра Контакт, СПб АППО и др.), проведены консультативные сессии с родителями по разбору конкретных случаев и суицидальных попыток. В школах силами студентов университета им. А.И. Герцена была проведена диагностика по выявлению суицидальных намерений обучающихся, по результатам которой проведены индивидуальные консультации с родителями и информационные родительские собрания.

В отчетном году проводилось семейное консультирование по направлению службы судебных приставов и социальных служб. Следует отметить, что такое консультирование силами наших специалистов в большинстве случаев оказывается малоэффективным, поскольку касается не психолого-педагогической проблематики, а правовых и экономических аспектов. Складывается впечатление, что эти службы (судебные и социальные) пытаются переложить ответственность за реализацию своих полномочий на специалистов, которым эти полномочия не свойственны, переводя на них, соответственно, и недовольство родителей, манипулируя тем самым мнением родителей.

Большое внимание специалистами всех отделов Центра уделялось оказанию комплексной помощи детям и подросткам.

В соответствии с Положением о консилиуме специалистов по организации психолого-педагогического сопровождения детей ежемесячно проводились консилиумы с участием специалистов всех отделов, позволявшие оперативно решать возникающие проблемы, тем самым, повышая эффективность профилактической и коррекционной работы. Анализ деятельности центра в этом учебном году показал, что специалисты центра в своей работе эффективно реализуют комплексный подход к организации помощи детям, направляют нуждающихся детей к другим специалистам, как и в предыдущие отчётные периоды, в основном педагоги своевременно и правильно оформляют соответствующую документацию.

В отчетном году, комплексную помощь в различных формах получили 2033 человека, что на 103 человека больше, чем в прошлом учебном году. В процентном отношении это составляет более 30% детей контингента центра, что соответствует объемам прошлого и позапрошлого годов и свидетельствует о достижении предельно возможного объема оказания такой помощи силами нашего коллектива. Данные аналитических отчетов специалистов говорят о том, что комплексную помощь получают как дети, занимающиеся по учебным программам в группах, так и индивидуально.

Следует отметить, что по сравнению с прошлым годом структура оказания комплексной помощи практически не изменилась. При этом количество детей почти по всем направлениям оказания комплексной помощи несколько увеличилось, что свидетельствует о тенденции увеличения запроса на такие виды помощи. Учитывая, что большинству детей, с которыми проводится индивидуальная работа, необходимы консультации специалистов разного профиля, следует и дальше совершенствовать работу в этом направлении за счет организации тематических консилиумов.

С учетом анализа работы следует запланировать:

  • Повышать квалификацию специалистов в области современных педагогических и интерактивных технологий, позитивного общения, медиативного подхода для повышения эффективности разрешения конфликтов в образовательном пространстве путем проведения тематических семинаров, реализации обучающих программ для педагогов.

  • Продолжить использование личностно ориентированного подхода для эффективной коррекционно-развивающей и реабилитационной работы в соответствии с требованиями ФГОС, применяя современные психолого-педагогические технологии.

  • Активизировать информационно-просветительскую и консультативную работу с родителями и педагогами для повышения эффективности профилактических мер по предотвращению суицидального поведения детей и подростков, проявлений экстремизма, профилактики детской безнадзорности.

  1. Обеспечение информационно-методического сопровождения реализации ФГОС в образовательных учреждениях.

Вопросы информационно-методического сопровождения реализации ФГОС рассматривались на октябрьском и февральском педсоветах, городском семинаре для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, на городском семинаре для родителей «Здоровый ребёнок – здоровое будущее». На районном семинаре «Повышение эффективности психолого-педагогического сопровождения реализации ФГОС» специалисты ОУ №238 поделились опытом работы по созданию комплексной системы сопровождения ФГОС в школе, обсудили повышение роли психолога в формировании метапредметных умений школьников. На семинаре «Психолого-педагогические факторы организации безопасной образовательной среды» были рассмотрены актуальные проблемы асоциального поведения подростков, вопросы экстренной психологической помощи в ОУ в случае реализации подростком суицидальных намерений, представлен опыт района по профилактике асоциального поведения обучающихся. Обмен опытом работы по освоению и применению современных психолого-педагогических технологий, обеспечивающих совершенствование социально-психологического сопровождения реализации ФГОС осуществлялся в рамках деятельности методического объединения, на семинарах, а также на районных, городских и международных конференциях. Школы отмечают улучшение усвоения обучающимися универсальных учебных действий (УУД) в предметной деятельности после прохождения программ центра. В следующим году планируется продолжить обмен опытом работы по успешному освоению обучающимися УУД в процессе реализации рабочих программ и социальных проектов, освоению эффективных форм и методов индивидуального и дифференцированного подхода в реабилитации и коррекции, профилактике асоциального поведения обучающихся. Позитивным итогом следует отметить продолжение мониторинга личного превентивного ресурса (ЛПР) 4-х и 5-х классов (более 700 человек) и отслеживание детей группы риска, с которыми в течение года работают педагоги-психологи центра.

Налажено взаимодействие с ведущими вузами города. С РГПУ им А.И. Герцена был организован городской семинар «Могу учить интересно», в котором приняли участие логопеда города. Ежегодная конференция «Комплексная психологическая помощь в образовании и здравоохранении» собрала более 100 участников, которые обсудили свыше 20 докладов на пленарном и секционном заседаниях. Материалы конференции опубликованы в сборнике (см. табл. 4.1 Приложения). Совместно с СПб АППО организована и проведена городская конференция «Личностное и профессиональное самоопределение: вызовы времени», в которой приняли участие 57 человек из 9 районов города, обсуждено 25 докладов, проведено 3 мастер-класса. Подготовка рабочих кадров для высоких технологий, возможности трудоустройства несовершеннолетних группы риска были в центре внимания пленарного заседания. В положительных отзывах участников отмечается важность затронутых тем, рекомендации продолжить обсуждение проблем профориентации и в следующем учебном году. Секционные заседания были посвящены профориентационной работе с детьми группы риска, проблемам личностного самоопределения, технологиям профориентационной работы психологов. Особое звучание приобрела работа специалистов центра, принявших участие в обсуждении профессионального стандарта педагога-психолога и предложивших рекомендации в рамках городской конференции, организованной СПб АППО. Методисты центра ежегодно принимают участие в организации и проведении Международной конференции «Служба практической психологии в образовании: Актуальные проблемы развития». По конференции 6-ой год продолжает действовать блог, созданный заведующей отделом центра, на котором размещены презентации и материалы докладчиков. Творческая группа специалистов центра выработала и направила в адрес Комитета по образованию предложения по общественной экспертизе сайтов ППМС-центров.

Центр организовал и провел районный конкурс педдостижений по номинации «Специалист службы сопровождения», в котором соревновались 5 специалистов службы сопровождения района, один - из ЦППС. Победителем стал социальный педагог 522 школы, который был подготовлен к участию методистом центра.

В центре была создана творческая группа по разработке документации на участие в конкурсе Министерства образования РФ на получение гранта. Представленная работа успешно прошла 2 тура, ЦППС оказался единственным учреждением из Санкт-Петербурга, прошедшим серьезный отбор. Несмотря на то, что грант не был получен, приобретенный в процессе работы опыт позволил по-новому посмотреть на профилактические программы центра и осмыслить работу с детьми группы риска по предупреждению безнадзорности. Обобщение и распространение результативного опыта работы по социально-педагогическому сопровождению образовательного процесса позволило увидеть эффективные формы профилактической работы по предупреждению совершения правонарушений несовершеннолетними, формированию у них навыков осознанного самоопределения и успешной самореализации. На многих семинарах рассматривались вопросы оптимизации межведомственного взаимодействия специалистов службы сопровождения ОУ и специалистов субъектов профилактики района и города, направленного на защиту прав и оказание помощи детям и семьям в трудной жизненной ситуации. Необходимо отметить, что содержание деятельности методического объединения социальных педагогов уже сейчас способствует решению задач, необходимых для достижения цели Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а именно:

- снижение количества правонарушений, совершенных несовершеннолетними, (информационные справки начальника ОУУП и ПДН УМВД России по Адмиралтейскому району за сентябрь-декабрь 2016 года и январь-март 2017 г.);

- реализация права каждого ребенка жить и воспитываться в семье, укрепление института семьи (семинары «Эффективная работа с детьми из социально неблагополучных семей» в рамках ГМО по работе с неблагополучными семьями);

- защита прав несовершеннолетних, создание условий для формирования достойной жизненной перспективы (семинары «Правовая компетентность несовершеннолетних как условие предупреждения и профилактики совершения правонарушений и преступлений»;

- совершенствование имеющихся и внедрение новых технологий и методов профилактической работы с несовершеннолетними, в том числе расширение практики применения технологий восстановительного подхода с учетом эффективной практики субъектов Российской Федерации (семинар «Социальный театр как инновационная форма профилактики асоциального поведения несовершеннолетних».

Обработка данных по социальным паспортам школ за текущий учебный год на 05.09.2016 показала, что общее количество учащихся в районе продолжает расти с 2015 года: стало 14440 человек, а в прошлом году было 14178, а количество детей, нуждающихся в сопровождении и социальной защите, продолжает сокращаться с 2014 года и составляет 2340 человек против 2378 в прошлом году. Число мигрантов осталось приблизительно прежним и теперь составляет 512 человек (515 в прошлом). В кружках и секциях ОУ района занимается несколько меньше детей - 11788 против 11963 в прошлом году.

В прошлом учебном году была организована работа еще двух районных учебно-методических объединений (РУМО): организаторов службы школьной медиации и организаторов профориентационной работы, продолжает действовать Школа молодого логопеда, организована творческая группа «СпецЛогокор» по теме: «Взаимодействие службы сопровождения с родителями».

Обмен опытом работы по созданию и развитию школьной службы медиации осуществлялся в рамках деятельности методического объединения, на семинарах, а также на районных, городских и всероссийских конференциях. В рамках четырех методических совещаний проведено планирование работы на год, сбор статистической информации, формирование тематических рабочих групп, подведены итоги деятельности, проведен анализ работы служб школьной медиации, реализовано перспективное планирование работы на следующий год, два семинара: «Психологическая подготовка педагогов к реализации медиативного подхода к разрешению конфликтов в ОО» и «Практика разрешения конфликтов с родителями в образовательном пространстве». Для обеспечения информационно-методического сопровождение работы специалистов в условиях внедрения в практику школьной жизни инновационного метода «школьная медиация» специалисты ГБУ ДО ЦППС разработали организационную программу создания службы школьной медиации, подготовили памятки и несколько презентаций для организаторов служб школьной медиации. Для повышения психологической грамотности специалистов службы сопровождения школ разработана программа для педагогов «Служба школьной медиации в образовательном пространстве», которая была апробирована на группе педагогов ГБОУ №281. Результаты свидетельствуют о принятии педагогами важности задачи организации службы школьной медиации, осмыслении основных принципов медиативного подхода, расширении понимания природы и причин возникновения конфликтов в ОУ, освоении эффективных способов разрешения конфликтов, развитии навыков самоанализа и самоконтроля эмоциональных состояний. В следующем году основное внимание будет уделяться знакомству педагогов с передовым опытом ОУ города, обучению школьников и формированию «групп равных», развитию районной службы медиации на базе Центра. Разработана программа для учащихся 8-10 классов «Медиация как метод разрешения конфликтов и согласования интересов» объемом 10 часов для экспериментальной апробации.

Работа РУМО организаторов профориентационной работы сосредоточилась на межведомственном и сетевом взаимодействии, привлечении школьников к участию в конкурсах, олимпиадах, играх и презентациях по профориентации. Были организованы и проведены Ярмарка-выставка «Образование. Карьера. Досуг» (количество участников:780 учащихся ГБОУ, 19 ВУЗов, 42 ССУЗов) на базе Дома молодежи «Рекорд». Если в прошлом учебном году только 2 человека поступили в вузы, которые проводили встречу, то в этом году решили привлечь к участию в районном родительском собрании по профориентации и родителей и детей, расширить спектр информации о программах работы ведущих вузов города с абитуриентами. В соответствии с совместным планом работы с СПб ГБУ «Центр содействия занятости и профессиональной ориентации молодежи «Вектор» в ежегодном исследовании «Ориентир» о профессиональных намерениях учащихся 9-х и 11-х классов приняли участие 956 человек (см. табл. 4.2 Приложения). Исследование показывает рост предпочтений профессий технической направленности. Сетевое и межведомственное взаимодействие позволяет организовывать общение с профессионалами рынка, чтобы дать каждому ученику первый опыт в профессии и помочь сделать осознанный выбор в будущем. По сравнению с прошлым годом повысилась активность и результативность участия обучающихся школ района в конкурсах и олимпиаде. Учащиеся школ района регулярно занимают призовые места. Специалисты района приняли участие в 4-х конференциях по профориентации всероссийского и городского уровней.

По итогам работы за 2016-2017 учебный год можно отметить увеличение количества консультаций для специалистов района и города. Среди вопросов, которые вызывают наибольший интерес можно отметить подготовку к аттестации, участию в конкурсах, освоение новых технологий психологической помощи детям группы риска и детям с ОВЗ, сохраняются обращения родителей, педагогов по психосоматическим проблемам детей: тревожностью, страхами, ухудшением адаптации к школе. Многие вопросы после консультации успешно решаются на индивидуальных занятиях с использованием метода БОС.

Важным и перспективным направлением работы специалистов центра является наставничество. Молодые специалисты центра и социальные педагоги ОУ получают помощь наставников. ГБУ ДО ЦППС является основной базой, на которой проходят практику и занятия студенты СПб УТиД и РГПУ им. А.И. Герцена. Активный интерес у специалистов вызывают вопросы повышения квалификации, личностного и профессионального роста, что свидетельствует о необходимости повышения эффективности профессиональной деятельности и профессиональной компетентности. За прошедший учебный год повысили квалификацию в СПб АППО 10 сотрудников.

Выводы и рекомендации

В целом, можно считать выполненными задачи по информационно-методической работе. В следующем учебном году можно рекомендовать:

- продолжить работу районных методических объединений педагогов-психологов, педагогов-психологов ДОУ, социальных педагогов, учителей-логопедов и учителей-дефектологов, организаторов профориентационной работы, организаторов служб школьной медиации, проводить совместные заседания, организовывать тематические семинары, конференции;

- активизировать работу по внедрению современных технологий при оказании психолого-педагогической помощи детям и подросткам;

-использовать опыт участия в конкурсе на получение гранта и ресурсы межведомственного взаимодействия для профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними;

- продолжить мониторинг ЛПР школьников и профилактическую психологическую помощь детям группы риска со сниженным личным превентивным ресурсом;

- усилить взаимодействие и обмен информацией со специалистами города, продолжить организацию совместных мероприятий с публикацией материалов для более широкого освещения опыта работы специалистов центра;

- продолжать работу со студентами и педагогами, вновь вступившими в должность и имеющими маленький опыт работы.

Подготовка научно-методических и учебных материалов

Форма

Наименование

Объем

Контингент

Согласование, рецензирование

Выходные данные (в случае публикации, издания)

Методические рекомендации

Образовательные программы

Учебные программы

Программа психолого-педагогического сопровождения организации работы службы школьной медиации «Служба школьной медиации в образовательном пространстве»

 

для педагогов общеобразовательных учреждений

Согласовано с СПб АППО, кафедра психологии

 

Публикации

1. Евсеева М.А., Опыт волонтерской деятельности: проект «Добро своими руками.

2. Зайченко Т.Г., Меньшикова Т.К. Групповая работа по профориентации в ГБУ ДО ЦППС.

3. Евсеева М.А. Возможности специалистов образовательной организации в реализации прав обучающихся с ОВЗ на профессиональное самоопределение и успешную социализацию.

0,2 п.л.

Соц.педагоги, психологи, социологи, специалисты по работе с молодежью, студенты

Комитет по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями, СПб ГБУ «ЦС и ПОМ «Вектор»

Материалы городской научно-практической конференции «Профессиональное самоопределение, профессиональное становление молодежи – важное условие социально-экономического развития государства» – 2016 год

 

4. Евсеева М.А. Роль досуговой деятельности в профилактике и коррекции девиантного поведения несовершеннолетних в школе V вида.

5. Евсеева М.А. Совершенствование модели взаимодействия семьи и школы как условие формирования успешной личности»

6.Ажимова И.Ф. Становление и развитие службы школьной медиации в образовательных организациях Адмиралтейского района Санкт-Петербурга», с.11-13.

7.Зайченко Т.Г. Формирование метапредметных УУД в образовательной программе центра психолого-педагогического сопровождения

8.Двинин А.П., Романченко И.А., К проблеме диагностики и психологического консультирования подростков с расстройствами личности

9. Романченко И.А., Самолетова Д.П., Представления о «взрослом человеке» в социальной адаптации подростков

10. Романченко И.А., Галутво М., Представление родителей дошкольников о готовности детей к школе.

11. Романченко И.А., Будникова В., Психологическая помощь подросткам в развитии коммуникативных навыков средствами досуговой деятельности.

0,2

0,2

0,2

0,2

 

Соц.педагоги, психологи, социологи, специалисты по работе с молодежью, студенты

РГПУ им. А.И. Герцена

Комплексная психологическая помощь в образовании и здравоохранении: Материалы научно-практической конференции с международным участием, 12 декабря 2016 года. – СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2016. – 104 с. ISBN 978-5-8064-2307-9– 104с.

 

12. Евсеева М.А. Содержание социально-педагогической деятельности образовательной организации в реализации прав обучающихся с ОВЗ на профессиональное самоопределение и успешную самореализацию»

 

Соц. педагоги, психологи, социологи, специалисты воспитания

 

Сайт «Первое сентября. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/articles/660458 – 2017 г.

 

13.Ажимова И.Ф Особенности проведения процедуры согласования интересов взрослых участников образовательного процесса», с. 12-16

14.Ажимова И.Ф., Тимошенко Л.В. Индивидуально-психологические особенности формирования синдрома эмоционального выгорания у педагогов. с.16-19.

15. ЗайченкоТ.Г. Развитие качеств проактивной личности в образовательной программе центра психолого-педагогического сопровождения.

0,3

0,3

0,5

Соц.педагоги, психологи, социологи, специалисты по работе с молодежью, студенты

А.Н.Николаев,д.пс.н, доцент, профессор каф. ФГБОУ ВПО «Псковский ГУ»

Ю.М.Якимов, к.п.н., доцент СПбГЭУ.

Служба практической психологии в системе образования: Актуальные проблемы развития: Сборник материалов ХХ1 международной научно-практической конференции /Под общ. ред. С.М. Шингаева. – СПб: СПб АППО, 2017. – 378с. ББК 88.8

Организация и проведение исследований по заказу учредителя и социальных партнеров

№ п/п

Наименование

Заказчик

Сроки проведения

Целевая группа

Дети

Родители

Педагоги

 

Организация и проведение исследования о профессиональных намерениях учащихся 9-х, 11-х классов СПб

Образовательные учреждения

Октябрь 2016г. – декабрь 2016 г

956

 

 

 

"Ориентир"

Опрос и сбор информации от школ для службы занятости о временной занятости и трудоустройству несовершеннолетних в 2016 году

АЗН Адмиралтейского района

Ноябрь 2016г

218

 

 

 

Выявление детей «группы риска»

Комитет по образованию

апрель-май 2017

 

 

 

 

Организация проведения он-лайн исследования профессионального здоровья педагогов-психологов района

 

Октябрь 2016г. – декабрь 2016 г

 

 

 

 

Организация и проведение анкетирования педагогов по оценке факторов духовной и психологической безопасности в ОУ (проведено анкетирование в 8 школах района)

СПб АППО, каф. психологии

Октябрь 2016

497

 

120

 

Организация и проведение анкетирования педагогов по оценке факторов духовной и психологической безопасности в ОУ (проведено анкетирование Ноябрь 2016 г

в 8 школах района)

Комитет по образованию

Ноябрь 2016 г

 

 

40

Профилактика правонарушений несовершеннолетних

Место расположения Информационно-поисковой системы «Профилактика правонарушений несовершеннолетних в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга»

Количество детей, состоящих в БД, которым оказана помощь

7-14 лет

14-17 лет

ГБОУ Лицей № 281

11

13

ИТОГО:

11

13

Социальный запрос (указать общее количество случаев обращения)

Район

Инициатива обратившегося

Запрос/рекомендация от школы

Запрос/рекомендация от учреждений соцзащиты

Запрос/рекомендация от ОДН

Запрос/рекомендация от служб социального сопровождения

Запрос /рекомендация от медицинских служб

Запрос/рекомендация от КДН и ЗП

Запрос /рекомендация от Совета по профилактике правонарушений при ОО

Другие субъекты профилактики

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации (благополучные семьи)

83

200

21

 

 

 

 

 

 

Дети, состоящие на учете в ОДН

8

 

 

42

 

 

 

 

 

Дети, состоящие на учете в КДН и ЗП

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Семьи, состоящие на учете в ОДН

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети с особыми потребностями и проблемами развития

7

4

 

 

 

 

 

 

 

Другие категории детей

8

 

 

 

1

 

 

 

 

ИТОГО:

106

204

21

42

1

 

 

 

 

Сведения об образовательных программах и учебных программах профилактической направленности, включающих профилактику наркозависимости, ВИЧ/СПИД, правонарушений, экстремизма, формирование толерантного поведения

№ п.п.

Название программы

Категория слушателей

Краткая аннотация

Ожидаемые результаты

Объём в часах

(год)

1

Дополнительная образовательная программа психолого-педагогического сопровождения общего образования

Реабилитационно-коррекционный блок

(программы, направленные на профилактику зависимого поведения, пропаганду здорового образа жизни).

Включает рабочие программы:

Комплексная модель психолого-педагоги-ческой коррекции и реабилитации детей, злоупотребляющих психоактивными веществами (ПАВ);

Коррекция девиантного поведения;

Коррекция тревожности у учащихся начальной школы, направленная на реабилитацию эмоционального благополучия; Коррекция агрессивных состояний у подростков, направленная на реабилитацию социального благополучия.

дети 7-18 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях Адмиралтейского района, их родители и педагоги.

Цель программы:

  • оказание консультативно–диагностической, медико-социальной помощи детям и подросткам, склонным к употреблению ПАВ;

  • формирование установок к здоровому образу жизни, навыков ответственного поведения, изменению убеждений относительно алкоголя, табака, наркотиков.

  • создание комплексной системы профилактической психолого-медико-социальной работы с участниками образовательного процесса.

  • Задачи программы:

  • Формирование у детей и молодежи знаний, умений, ценностных установок относительно здоровья и здорового образа жизни.

  • Способствовать стабилизации уровня напряженности в ближайшем окружении ребенка

  • Формирование навыков реинтеграции в социальном окружении ребенка

  • Развитие адаптивных копинг-стратегий

  • Снижение проявлений агрессивных и тревожных состояний у детей

  • Повышение информированности и компетентности родителей и педагогов в вопросах профилактики зависимого поведения.

Изменение ценностного отношения детей и молодежи к алкоголю, табакокурению и употреблению наркотиков, формированию у них ценности человеческой жизни и духовно-нравственных качеств.

Реинтеграция в социум детей с девиантным и аддиктивным поведением.

194 часа

1.1.

Рабочая программа (наиболее востребованные из перечисленных выше)

Коррекция тревожности у учащихся начальной школы, направленная на реабилитацию эмоционального благополучия

Учащиеся 1-4 классов ОУ Адмиралтейского района, их родители и педагоги.

Цель программы: Реабилитация эмоционального благополучия учащихся начальной школы путем коррекции тревожности.

Задачи программы:

  • развитие основных новообразований (прежде всего — произвольности), способствующих успешности в школе;

  • формирование необходимых учебных умений и навыков;

  • воспитание правильного отношения к результатам своей деятельности, умения правильно оценить их, опосредованно относиться к собственным успехам, неудачам, не бояться ошибок, использовать их для развития деятельности;

  • снятие излишнего напряжения у детей в школьных ситуациях.

Разрешение проблем тревожности, неуверенности в себе, педагогической неуспеваемости, социальной адаптации

18 час

2.

Коррекционно-развивающий блок Включает рабочие программы по профилактике школьной дезадаптации: Развитие творческих способностей у учащихся начальной школы Коррекция школьной дезадаптации

 

Цель программы:

развитие когнитивных умений и адаптация детей к условиям обучения в массовой школе, в том числе детей с отклонениями в речевом развитии.

Задачи программы:

развитие высших психических функций: внимания, памяти, мышления.

Достаточное развитие высших психических функций для освоения общеобразовательной программы

Всего 438 часов,25 часов по проф

2.1

Рабочая программа (наиболее востребованные из перечисленных выше) Коррекция школьной дезадаптации.

Учащиеся 1 классов ОУ Адмиралтейского района, их родители и педагоги.

Цель программы:

развитие способности к психологическому, личностному и социальному развитию.

Задачи программы:

  • Развитие у детей когнитивных умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе.

  • Коррекция эмоционального состояния и настроения.

Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами.

Навыки и внутренние психологические механизмы, необходимые для успешного обучения и общения в школьной среде.

15

3.

Блок социальной адаптации. Включает рабочие программы, по профилактике зависимого поведения:

Содействие развитию жизненной компетентности в начальной школе "Семицветик";

Учебно-профилактическая программа «Перешеек»; Профилактика наркозависимости «Перешеек-2»

 

Цель программы:

формирование жизненных навыков и социальных компетенций зрелой личности учащегося.

Задачи программы:

  • Формирование у детей и молодежи знаний, умений, ценностных установок относительно здоровья и здорового образа жизни.

  • Выработка коммуникативных умений и жизненных навыков учащихся, активной жизненной позиции.

  • Формирование навыков: самосознание, самоконтроль, саморегуляция и самодисциплина.

Повышение информированности и компетентности родителей и педагогов в вопросах профилактики зависимого поведения

Стрессоустойчивая личность, способная самостоятельно, эффективно и ответственно строить свою жизнь, делать осознанные выборы, эффективно преодолевать жизненные проблемы и демонстрировать стереотипы здорового стиля поведения.

Всего 378 часов, 136 часов по профилактике

3.1

Рабочая программа (наиболее востребованные из перечисленных выше)

Профилактика наркозависимости «Перешеек-2»

Учащиеся 7-9 классов ОУ Адмиралтейского района, их родители и педагоги.

Цели программы:

  • гармонизация личности подростка на основе комплексного развития и обращения ко всем аспектам здоровья человека.

  • формирование и укрепление антинаркотических установок у подростков;

  • формирование и развитие навыков безопасного поведения в ситуациях, связанных с риском приобщения к психоактивным веществам.

Задачи программы:

  • формирование у подростков представление об употреблении ПАВ, как угрозе внутренней стабильности;

  • способствовать неприятию подростками любых форм наркотизации;

  • ориентация учащихся на их способность делать правильный собственный выбор для себя;

  • овладение поведенческими навыками, облегчающими следование здоровому образу жизни;

  • стимуляция у подростков определение путей и условий для самореализации, самоосуществления, раскрытия своих личностных потенциалов.

  • повышение информированности и компетентности родителей и педагогов в вопросах профилактики зависимого поведения.

- Уменьшение факторов риска употребления наркотиков и других психоактивных веществ среди подростков;

- формирование здорового жизненного стиля и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у подростков;

- развитие системного подхода к профилактике злоупотребления ПАВ.

80

 

Статистический отчёт за 2016-2017 учебный год

 

Общее количество обращений к специалистам ППМСЦ в учебном году, чел. (учитывается 1 раз)

 

 

 

 

 

 

Адмиралтейский

РПМПК

Диагностика

Консультирование

       

Итого: диагностика консультирование РПМПК

 

ДОУ

ОУ

итого:

ДОУ

Нач.шк

Осн.шк

Ст.шк.

Педагоги

Родители

итого:

ДОУ

Нач.шк

Осн.шк.

Ст.шк.

Педагоги

Родители

итого:

 

 

ИТОГО

     

166

3195

2985

179

0

30

6555

245

428

375

78

766

566

2458

9013

 

Количество первичных обращений к специалистам ППМСЦ (никогда прежде не обращались) в учебном году, чел.

 

 

 

Адмиралтейский

РПМПК

Диагностика

Консультирование

       

Итого: диагностика консультирование РПМПК

 

ДОУ

ОУ

итого:

ДОУ

Нач.шк

Осн.шк

Ст.шк.

Педагоги

Родители

итого:

ДОУ

Нач.шк

Осн.шк.

Ст.шк.

Педагоги

Родители

итого:

 

 

ИТОГО

     

104

1235

1349

33

 

28

2749

71

207

210

36

188

450

1162

3911

 

Количество повторных обращений в ППМСЦ (обращались в другие года, прежде) в учебном году, чел

 

Адмиралтейский

РПМПК

Диагностика

Консультирование

       

Итого: диагностика консультирование РПМПК

 

ДОУ

ОУ

итого:

ДОУ

Нач.шк

Осн.шк

Ст.шк.

Педагоги

Родители

итого:

ДОУ

Нач.шк

Осн.шк.

Ст.шк.

Педагоги

Родители

итого:

 

 

ИТОГО

     

62

1960

1636

146

 

2

3806

174

221

165

42

578

116

1296

5102

 

Причины обращений в ППМСЦ

 

 

 

 

 

 

Причины обращений

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

ИТОГО

326

43

13

3

27

7

48

714

1226

895

4311

165

346

44

22

19

3

2363

332

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Семейные проблемы

 

 

 

 

 

 

2. Проблемы, связанные с употреблением ПАВ, из них:

 

 

 

 

 

 

3. Табак

 

 

 

 

 

 

4. Алкоголь

 

 

 

 

 

 

5. Наркотики

 

 

 

 

 

 

6. Формы зависимого поведения, не связанные с ПАВ

 

 

 

 

 

 

7. Социальная дезадаптация

 

 

 

 

 

 

8. Межличностные проблемы

 

 

 

 

 

 

9. Личностные проблемы

 

 

 

 

 

 

10. Проблемы обучения

 

 

 

 

 

 

11. Логопедические проблемы

 

 

 

 

 

 

12. Выбор образовательного маршрута

 

 

 

 

 

 

13. Профориентация

 

 

 

 

 

 

14. Кризисные ситуации, в т.ч.

 

 

 

 

 

 

15. Суицид

 

 

 

 

 

 

16. Жестокое обращение с детьми

 

 

 

 

 

 

17. Насилие

 

 

 

 

 

 

18. Информационно-справочные

 

 

 

 

 

 

19. Другое (соматические, занятия БОС)

 

 

 

 

 

 

Количество обращений детей в ППМСЦ по причинам:

 

 

 

 

 

 

Причины обращений

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

ИТОГО

191

40

13

2

25

5

31

501

1004

601

2284

118

302

9

4

3

2

50

197

Табл.2.1 Количество обращений родителей в ППМСЦ по причинам:

 

 

 

 

 

 

Причины обращений

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

ИТОГО

125

1

 

1

 

2

9

146

204

265

1577

39

4

6

2

3

1

14

125

Табл.2.1 Количество обращений педагогов в ППМСЦ по причинам:

 

 

 

 

 

 

Причины обращений

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

ИТОГО

10

2

   

2

 

8

67

18

29

450

8

40

29

16

13

 

2299

10

 

Адмиралтейский

Охват детей по учебным программам Групповая работа

Всего:

 

 

ДОУ

Начал. шк.

Основ. шк.

Сред. шк.

 

ДОУ

Нач. шк.

 

 

гр

чел.

гр

чел.

гр

чел.

гр

чел.

гр

чел

чел.

чел.

 

 

Реабилитационно-коррекционный блок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комплексная модель психолого-педагогической реабилитации и коррекции детей, злоупотребляющих ПАВ.

 

 

 

 

5

24

 

 

5

24

 

 

 

 

Коррекция девиантного поведения подростков

 

 

 

 

29

301

 

 

29

301

 

 

 

 

Экзамен без стресса

 

 

 

 

4

51

6

73

10

124

 

 

 

 

Коррекция тревожности, направленная на реабилитацию эмоционального благополучия

 

 

8

88

26

290

 

 

34

378

 

1

 

 

Коррекция агрессивных состояний у подростков

 

 

 

 

35

395

 

 

35

395

 

 

 

 

Коррекционно-развивающий блок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коррекция нарушения звукопроизношения

4

15

1

2

 

 

 

 

5

17

 

 

 

 

Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста при общем недоразвитии речи (ОНР)

4

10

 

 

 

 

 

 

4

10

 

 

 

 

Коррекция речи при дисграфии

 

 

13

74

 

 

 

 

13

74

 

 

 

 

Профилактика нарушения чтения

 

 

1

3

 

 

 

 

1

3

 

 

 

 

Профилактика дисграфии

 

 

6

39

 

 

 

 

6

39

 

 

 

 

Коррекция дизорфографии

 

 

 

 

1

6

 

 

1

6

 

 

 

 

Развитие творческих способностей у учащихся начальных классов

 

 

8

111

 

 

 

 

8

111

 

2

 

 

Коррекция школьной дезадаптации

 

 

16

205

 

 

 

 

16

205

 

2

 

 

Развитие когнитивных умений

 

 

10

124

12

102

 

 

22

226

 

 

 

 

Тренинг "Общение"

4

41

 

 

 

 

 

 

4

41

2

 

 

 

Подготовим детей к обучению в школе

6

63

 

 

 

 

 

 

6

63

12

 

 

 

Блок социальной адаптации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

"Переход"

 

 

14

175

20

235

 

 

34

410

 

 

 

 

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся

 

 

 

 

 

 

 

 

0

0

 

5

 

 

Психолого-педагогическая подготовка выпускников к ЕГЭ

 

 

 

 

 

 

3

27

3

27

 

 

 

 

Развитие коммуникативных умений

 

 

25

300

 

 

 

 

25

300

 

3

 

 

"Я лидер!" Развитие навыков бесконфликтного общения

 

 

9

111

2

20

 

 

11

131

 

 

 

 

Развитие социальных навыков "Мы"

 

 

 

 

47

632

 

 

47

632

 

 

 

 

Искусство общения

 

 

 

 

16

163

 

 

16

163

 

 

 

 

"Дружный класс"

 

 

 

 

2

25

13

199

15

224

 

 

 

 

"Деловое общение"

 

 

 

 

 

 

21

237

21

237

 

 

 

 

Профилактика наркозависимости "Перешеек-2"

 

 

 

 

21

265

10

103

31

368

 

 

 

 

Профориентация

 

 

 

 

47

570

8

77

55

647

 

 

 

 

Я хочу учиться

 

 

27

330

 

 

 

 

27

330

 

2

 

 

Личностное развитие подростков с использованием методов творческого самовыражения

 

 

 

 

11

154

 

 

11

154

 

 

 

 

Профилактика аддиктивного поведения "Семицветик"

 

 

18

217

 

 

 

 

18

217

 

7

 

 

Детско-родительский тренинг "Навстречу друг другу"

 

 

1

6

 

 

 

 

1

6

 

 

 

 

ИТОГО

 

 

 

 

 

 

 

 

514

5863

 

 

 

 

Адмиралтейский

Охват детей

Всего детей

Всего мероприятий

 

 

ДОУ

Начал.шк.

Основ. шк.

Средняя шк.

 

 

 

 

 

 

Название, тема мероприятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседы по профилактике экстремизма

 

 

 

110

 

357

 

204

 

671

 

16

 

 

Интерактивное занятие "Осторожно, экстремизм!"

 

 

 

 

 

30

 

25

 

55

 

1

 

 

Беседы по профилактике суицидального поведения

 

 

 

63

 

272

 

158

 

493

 

17

 

 

Тематические уроки "Дружба и единство"

 

 

 

11

 

 

 

 

 

11

 

1

 

 

Игра «Чем похожи, чем отличаются?»

 

 

 

7

 

 

 

 

 

7

 

1

 

 

Игры "Радуемся жизни", "От чего зависит хорошее настроение"

 

 

 

22

 

 

 

 

 

22

 

2

 

 

Мероприятия недели безопасости детей и подростков (беседы, тематические уроки, занятия в рамках психологических тренингов)

 

 

 

270

 

457

 

45

 

772

 

26

 

 

Анкетирование "Каким образом интернет и компьютер влияет на вашу жизнь"

 

 

 

 

 

22

 

 

 

22

 

1

 

 

Игра "Мой безопасный мир"

 

 

 

 

 

46

 

 

 

46

 

4

 

 

Занятия в Единый день "Наша безопасность" (беседы, тематические уроки "Наша безопасность в наших руках", "Как не стать джертвой преступления"и т.п.)

 

 

 

166

 

182

 

21

 

369

 

25

 

 

Ярмарка-выставка "Образование. Карьера. Досуг"

 

 

 

 

 

464

 

314

 

778

 

1

 

 

Занятия по кибербезопасности

 

 

 

62

 

150

 

 

 

212

 

14

 

 

Социально-психологическое тестирование на предмет раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ.

 

 

 

 

 

1447

 

1982

 

3429

 

 

 

 

Мероприятия Недели толерантности

 

 

 

175

 

155

 

23

 

353

 

23

 

 

Месяц правовых знаний (беседы в начальной школе, занятия в рамках реализации программ, круглый стол)

 

 

 

227

 

235

 

 

 

462

 

 

 

 

Формирование семейных ценностей "Моя семья", "Традиции"

 

 

 

13

 

16

 

 

 

29

 

6

 

 

Круглый стол для старшеклассников по профилактике ВИЧ/СПИД "Здоровая семья"

 

 

 

 

 

 

 

141

 

141

 

9

 

 

Беседы по профилактике ВИЧ "Символ солидарности", "Нет наркотикам", Профилактика ВИЧ"

 

 

 

3

 

34

 

 

 

37

 

4

 

 

Добровольческие акции "Красная ленточка", посвящённые Всемирному дню борьбы со СПИДом и безопасному образу жизни"

 

 

 

 

 

50

 

65

 

115

 

1

 

 

Тематическое занятие "Правила безопасного общения"

 

 

 

 

 

45

 

 

 

45

 

2

 

 

Интерактивные занятия "Как уберечь себя от беды", "Наше здоровье в наших руках"

 

 

 

 

 

48

 

 

 

48

 

2

 

 

Деловая игра "Вредные привычки и их преодоление"

 

 

 

 

 

18

 

 

 

18

 

1

 

 

Форсайт-сессия "Сотвори себя сам"

 

 

 

 

 

16

 

 

 

16

 

1

 

 

Конкурс "Какими мы были на старте" (Социальный марафон "Школа - территория здорового образа жизни"

 

 

 

 

 

14

 

 

 

14

 

1

 

 

Конкурс социальной рекламы "Общее дело"

 

 

 

 

 

15

 

10

 

25

 

1

 

 

Секции на конференции "Ровесник ровеснику"

 

 

 

 

 

20

 

16

 

56

 

2

 

 

Исследование профессиональных планов учащихся "Ориентир"

 

 

 

 

 

624

 

332

 

956

 

1

 

 

Опрос о временной занятости и трудоустройстве несовершеннолетних в 2017 г.

 

 

 

 

 

161

 

255

 

416

 

2

 

 

Конкурс "Моя семья - территория здоровья"

 

 

 

 

 

1

 

 

 

1

 

1

 

 

Интерактивная викторина ко Дню снятия блокады

 

 

 

 

 

35

 

63

 

98

 

6

 

 

Секции на конференции "Лабиринты науки"

 

 

 

 

 

 

 

17

 

17

 

1

 

 

Районный тур олимпиады по профориентации "Я выбираю путь"

 

 

 

 

 

38

 

 

 

38

 

1

 

 

Городской тур олимпиады по профориентации "Я выбираю путь" для учащихся с ОВЗ

 

 

 

 

 

8

 

 

 

8

 

1

 

 

Фестиваль "Технические профессии 21 века"

 

 

 

 

 

21

 

 

 

21

 

1

 

 

Участие в конкурсе мультимедийных презентаций "Моя будущая профессия"

 

 

 

 

 

6

 

4

 

10

 

2

 

 

Тематические уроки «10 правил безопасного интернета», «Безопасность в интернет-пространстве», «Как распознать интернет-мошенников?»

 

 

 

 

 

157

 

 

 

157

 

7

 

 

Занятия в рамках психологических тренингов «Интернет – мой друг?», «Это мне нравится, а это – нет».

 

 

 

51

 

 

 

 

 

51

 

3

 

 

Беседы в рамках реализации программ "Осознанный выбор".

 

 

 

 

 

38

 

 

 

38

 

2

 

 

Игра «Сказка о золотых правилах безопасности Интернета».

 

 

 

42

 

 

 

 

 

42

 

2

 

 

Внеклассные беседы по формированию навыков безопасной работы в сети интернет

 

 

 

76

 

6

 

 

 

82

 

8

 

 

Дискуссия с обучающимися «С какими целями мы работаем в интернете».

 

 

 

 

 

56

 

 

 

56

 

2

 

 

Интерактивная игра «Безопасность в социальных сетях».

 

 

 

 

 

15

 

 

 

15

 

1

 

 

Интерактивное занятие «Что мы знаем об опасностях интернета».

 

 

 

 

 

17

 

 

 

17

 

1

 

 

Круглый стол «Интернет - безопасная среда?».

 

 

 

 

 

 

 

18

 

18

 

1

 

 

Занятия по формированию здорового образа жизни

 

 

 

7

 

 

 

 

 

7

 

2

 

 

Беседы "Моя семья и её традиции"

 

 

 

20

 

 

 

 

 

20

 

3

 

 

Беседы ко Всемирному Дню здоровья по профилактике заболеваний.

 

 

 

128

 

281

 

 

 

409

 

16

 

 

Круглый стол для старшеклассников по профилактике ПАВ

 

 

 

 

 

 

 

43

 

43

 

2

 

 

Районная профилактическая акция "Жизнь прекрасна"

 

 

 

 

 

65

 

 

 

65

 

1

 

 

Районный конкурс "Калейдоскоп здоровья"

 

 

 

 

 

83

 

 

 

83

 

1

 

 

Акция «Да здравствует жизнь!» по подведению итогов проекта «Марафон здоровья»

 

 

 

 

 

414

 

 

 

414

 

1

 

 

Беседы с учащимися "Умение сказать нет", "Вредные привычки"

 

 

 

66

 

 

 

 

 

66

 

5

 

 

Дискуссионная игра "Здоровье – мой помощник"

 

 

 

 

 

 

 

92

 

92

 

3

 

 

Ролевая игра "Здоровые привычки- здоровый образ жизни."

 

 

 

53

 

 

 

 

 

53

 

2

 

 

Тренинговые занятия "Здоровый дух в здоровом теле!», "Привычки и качество жизни", "Ценностные ориентации личности", "Если ты окажешься на распутье…"

 

 

 

 

 

173

 

42

 

215

 

10

 

 

Дискуссия по стратегии профилактики "Социальные нормы и ассоциальное поведение"

 

 

 

 

 

77

 

 

 

77

 

3

 

 

Встреча «Курс на здоровье»

 

 

 

 

 

7

 

 

 

7

 

1

 

 

Занятия по безопасности дорожного движения

 

15

 

164

 

6

 

 

 

185

 

9

 

 

Организация дня абитуриента

 

 

 

 

 

9

 

28

 

37

 

1

 

 

Участие в городской игре "Профессии от А до Я"

 

 

 

 

 

10

 

 

 

10

 

1

 

 

Итоговые мероприятия для победителей в конкурсах по профориентации

 

 

 

 

 

49

 

7

 

56

 

2

 

 

Разработка и распространение листовки к единому информационному дню Детского телефона доверия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

 

1

 

 

Изучение личного превентивного ресурса

 

 

 

715

 

 

 

 

 

715

 

1

 

 

Круглый стол "Выход есть всегда"

 

 

 

 

 

70

 

 

 

70

 

6

 

 

Беседа "Куда обращаться, если случилось несчастье"

 

 

 

20

 

 

 

 

 

20

 

2

 

 

Игра по станциям "Как помогает телефон доверия"

 

 

 

 

 

22

 

 

 

22

 

2

 

 

Тематические занятия "Правила безопасного общения", "Если ты оказался на распутье", "О ВИЧ-инфекции", "Социальные нормы и асоциальное поведение"

 

 

 

 

 

22

 

42

 

64

 

3

 

 

Информационные линейки "Здоровый образ жизни - это сегодня модно"

 

 

 

 

 

56

 

34

 

90

 

3

 

 

Интерактивные занятия "Как уберечь себя от беды", "Наше здоровье в наших руках"

 

 

 

 

 

83

 

48

 

131

 

6

 

 

Ролевая игра "Вредные привычки и их преодоление"

 

 

 

127

 

 

 

 

 

127

 

6

 

 

ИТОГО

 

15

 

2598

 

6703

 

4029

 

13365

 

298

 

Работа с педагогами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Адмиралтейский

Виды мероприятий

Всего мероприятий

индивидуальные и групповые консультации

педсоветы

консилиумы

семинары, лекции

районные методические объединения педагогов

другие виды работы с педагогами

кол-во встреч

кол-во участн

кол-во встреч

кол-во участн

кол-во встреч

кол-во участн

кол-во встреч

кол-во участник

кол-во встреч

кол-во участн

кол-во встреч

кол-во участн

кол-во встреч

кол-во участн

Название программы, организационная форма, тема мероприятия

2970

766

5

30

1

27

29

861

38

138

   

3043

1822

Тренинги, программы для педагогов

                   

41

69

41

69

Организация мероприятий по профориентации

                   

12

53

12

53

Знакомство с особенностями программ для учащихся

                   

41

77

41

77

Совещания, круглые столы

                   

7

72

7

72

Конференции по проблемам обучения и воспитания

                   

6

493

6

493

Мастер-классы, открытые занятия

                   

1

5

1

5

Конкурсы педдостижений

                   

10

52

10

52

Наставничество студентов практикантов

                   

36

219

36

219

Организация и проведение анетирования, исследований, тестирорвания учащихся

                   

1

5

1

5

Работа в жюри олимпиад и конференций

                   

7

40

7

40

Экспертный совет при КДНиЗП

                   

7

43

7

43

Творческая группа

                   

1

22

1

22

итого

2970

766

5

30

1

27

29

861

38

138

170

1150

3213

2972

Работа с родителями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Район

Виды мероприятий

Всего мероприятий

 

 

 

 

индивидуальные и групповые консультаци

лектории

клубы, группы, и т.д.

другие виды работы с родителями

 

 

 

 

кол-во встреч

кол-во участник

кол-во встреч

кол-во участник

кол-во встреч

кол-во участник

кол-во встреч

кол-во участников

кол-во встреч

кол-во участник

 

 

 

 

Название программы, тема мероприятия

2517

566

           

2517

566

 

 

 

 

Родительские собрания

           

60

953

60

953

 

 

 

 

Районная игра по станциям "Город здоровья"

           

1

10

1

10

 

 

 

 

Программа для родителей "Между опёкой и вседозволенностью"

       

36

8

7

11

43

19

 

 

 

 

Анкетирование по профилактике экстремизма

           

5

74

5

74

 

 

 

 

Детско-родительские группы

           

15

6

15

6

 

 

 

 

Знакомство с особенностями программ

           

83

587

83

587

 

 

 

 

итого

2517

566

0

0

36

8

171

1641

2724

2215